Настоящее наслаждение довелось испытать при посещении галереи Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося живописца, который прославился как самый знаменитый в мире маринист. После 3 лет масштабной реконструкции и реставрации обновленная галерея была открыта 14 марта 1924 г. В экспозиции находится 416 полотен. Это самое большое музейное собрание картин Айвазовского в мире.
Окончив училище, Ованнес поступил в симферопольскую гимназию. Учитель рисования гимназии дал своему ученику рекомендацию для учёбы в Академии художеств в Санкт-Петербурге за казённый счёт. Шестнадцатилетнего юношу зачислили в пейзажный класс, а уже через два года он получил серебряную медаль за свои пейзажи. Талант молодого художника отмечали все преподаватели Академии и критики.
Один из профессоров показал работы своего ученика Николаю I и дал благожелательные рекомендации. Император высоко оценил творчество живописца и изъявил желание приобрести его картины. В 24 года художник стал себя называть Иваном Константиновичем Айвазовским.
В 1839 г. получил аттестат Академии и статус дворянина с чином 14 класса по табели о рангах. В 1840 г. в числе лучших выпускников был отправлен за границу для изучения древних и классических шедевров и совершенствования в искусстве живописи.
В 1841 г. Айвазовский выставил свои работы на художественной выставке в Риме и стал знаменит в Европе. Небогатый молодой живописец значительно улучшил своё материальное положение, что позволило ему много путешествовать.
Он отдавал предпочтение морским путешествиям на кораблях, потому что стихия моря всегда его привлекала. В Бискайском заливе Айвазовский попал в сильнейший шторм, ему удалось воочию увидеть девятый вал, самую сильную и зачастую смертельную волну. Его ощущения были в 1850 г. отражены в картине «Девятый вал».
Полотна Айвазовского хвалили известные европейские критики, пришло всеобщее признание его живописного таланта. Парижской Академией художеств художник был награждён золотой медалью, несколько академий художеств Европы присвоили ему звание академика.
Карьера Айвазовского благодаря его таланту и работоспособности стремительно шла в гору. Но он предпочёл уехать в свою родную Феодосию.
В 1880 г. было пристроено дополнительное помещение выставочного зала для публичного посещения, в котором были выставлены 49 полотен художника. Эта выставка стала для провинциальной Феодосии значительным событием. Ведь даже в Москве Третьяковская галерея открылась значительно позже – в 1893 г.
В 1892 г. по проекту Айвазовского галерея была реконструирована: пространство для экспозиции увеличили, заложив боковые окна, сделали объемное освещение, благодаря стеклянному потолку. Свою картинную галерею вместе с другими произведениями искусства художник завещал Феодосии.
Он был неплохим портретистом, но писал только близких людей.
Интересны полотна на историческую и библейскую тематики. Айвазовский был глубоко верующим человеком. В картинах на библейские сюжеты ключевым элементом была его любимая водная стихия, будь это переход иудеев через Красное море, хождение Иисуса по водам или Всемирный потоп.
На выставке в Риме картина «Сотворение мира. Хаос» обратила на себя внимание Папы Римского, который наградил художника золотой медалью и выразил желание приобрести полотно для музея Ватикана. Айвазовский картину Григорию XVI подарил.
Особое место в картинах Айвазовского играет свет. Свет на полотнах пробивается сквозь тучи на фоне черной бури, освещает пространство ярко сияющим солнцем, играет в ночи лунной дорожкой на морской глади или солнечными лучами заката. Многие посетители сомневались, что свет можно так передать красками, высказывали предположения, что за полотнами спрятана подсветка.
Талант Айвазовского позволял ему создавать шедевры невероятно быстро. Его самое большое полотно «Среди волн» размерами 284 см. на 429 см было создано художником в 81 год за 10 дней.
Всего живописцем было написано более 6 000 картин, из которых 4 000 на морскую тематику. До последнего дня своей жизни Айвазовский работал. Свою последнюю работу не успел завершить: скончался во сне 19 апреля 1900 г. В мемориальном зале рядом с неоконченной работой экспонируется его посмертная маска, мольберт и кисти.
На могиле установлен саркофаг из белого мрамора, на котором высечено на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Возле галереи установлен памятник художнику от благодарной Феодосии. Для своего родного города Айвазовский сделал очень много: он не только создал картинную галерею, но и участвовал во многих благотворительных проектах, в частности, построил водопровод и провёл в город воду из горного источника в одном из своих имений, его стараниями в Феодосию была проложена железная дорога. Живописец стал первым почётным горожанином Феодосии.
А галерея и сегодня продолжает доставлять эстетическое наслаждение любителям живописи и поклонникам удивительного таланта Айвазовского.
Билет на экскурсию стоит 500 руб. для льготников – скидки.
************
Похожие темы:
Мемориальный музей Александра Грина в Старом Крыму - последнее прибежище последнего романтика советской эпохи
Л.С. Голицын и его знаменитая тропа в поселке Новый свет
Музей-заповедник Херсонес Таврический: мой отзыв от античности к современности
Как начинался путь к мировой славе. Детство и юность художника
Будущий живописец появился на свет 29 июля 1817 г. в семье купца Геворка Айвазяна и был крещен в армянской церкви под именем Ованнес. Отец разорился, семья терпела нужду. В семье было пять детей, однако увлечение младшего сына рисованием родители поддерживали, покупали ему карандаши и бумагу. В 8 лет мальчик нарисовал на стене дома парусник. На рисунок юного дарования обратил внимание архитектор Яков Кох и посоветовал градоначальнику Казначееву поддержать талантливого армянского мальчика, которого определили в уездное училище.Окончив училище, Ованнес поступил в симферопольскую гимназию. Учитель рисования гимназии дал своему ученику рекомендацию для учёбы в Академии художеств в Санкт-Петербурге за казённый счёт. Шестнадцатилетнего юношу зачислили в пейзажный класс, а уже через два года он получил серебряную медаль за свои пейзажи. Талант молодого художника отмечали все преподаватели Академии и критики.
Один из профессоров показал работы своего ученика Николаю I и дал благожелательные рекомендации. Император высоко оценил творчество живописца и изъявил желание приобрести его картины. В 24 года художник стал себя называть Иваном Константиновичем Айвазовским.
Стажировка в Крыму и в Европе
За особые успехи Ивана Айвазовского на год раньше выпустили из Академии, отправили на пейзажную натуру в Крым. Айвазовский много путешествовал, писал морские сюжеты, даже участвовал как художник-документалист в боевых баталиях у побережья Кавказа. Многие зарисовки кровопролитных сражений стали впоследствии знаменитыми полотнами.В 1839 г. получил аттестат Академии и статус дворянина с чином 14 класса по табели о рангах. В 1840 г. в числе лучших выпускников был отправлен за границу для изучения древних и классических шедевров и совершенствования в искусстве живописи.
В 1841 г. Айвазовский выставил свои работы на художественной выставке в Риме и стал знаменит в Европе. Небогатый молодой живописец значительно улучшил своё материальное положение, что позволило ему много путешествовать.
Он отдавал предпочтение морским путешествиям на кораблях, потому что стихия моря всегда его привлекала. В Бискайском заливе Айвазовский попал в сильнейший шторм, ему удалось воочию увидеть девятый вал, самую сильную и зачастую смертельную волну. Его ощущения были в 1850 г. отражены в картине «Девятый вал».
Полотна Айвазовского хвалили известные европейские критики, пришло всеобщее признание его живописного таланта. Парижской Академией художеств художник был награждён золотой медалью, несколько академий художеств Европы присвоили ему звание академика.
Возвращение на Родину. Служба и карьера
27-летний живописец вернулся на Родину в 1844 г. уже признанным мастером, стал российским академиком живописи. В России Айвазовского зачислили на службу в Главный морской штаб. Как чиновник военно-морского ведомства он имел право носить мундир адмиралтейства. В парадном мундире с наградами Айвазовский изображён на автопортрете 1892 г.Карьера Айвазовского благодаря его таланту и работоспособности стремительно шла в гору. Но он предпочёл уехать в свою родную Феодосию.
Зарождение будущей картинной галереи
Строительство собственного дома в венецианском стиле по проекту самого Айвазовского в Феодосии длилось 2 года и завершилось в 1845 г.В 1880 г. было пристроено дополнительное помещение выставочного зала для публичного посещения, в котором были выставлены 49 полотен художника. Эта выставка стала для провинциальной Феодосии значительным событием. Ведь даже в Москве Третьяковская галерея открылась значительно позже – в 1893 г.
В 1892 г. по проекту Айвазовского галерея была реконструирована: пространство для экспозиции увеличили, заложив боковые окна, сделали объемное освещение, благодаря стеклянному потолку. Свою картинную галерею вместе с другими произведениями искусства художник завещал Феодосии.
Многообразие таланта художника: маринист, пейзажист и портретист
Айвазовский был не только признанным маринистом, но и великолепным пейзажистом. У него есть пейзажи итальянских и египетских ландшафтов, крымских городов, малороссийских степей, кавказкой природы и др.Он был неплохим портретистом, но писал только близких людей.
Интересны полотна на историческую и библейскую тематики. Айвазовский был глубоко верующим человеком. В картинах на библейские сюжеты ключевым элементом была его любимая водная стихия, будь это переход иудеев через Красное море, хождение Иисуса по водам или Всемирный потоп.
На выставке в Риме картина «Сотворение мира. Хаос» обратила на себя внимание Папы Римского, который наградил художника золотой медалью и выразил желание приобрести полотно для музея Ватикана. Айвазовский картину Григорию XVI подарил.
Особое место в картинах Айвазовского играет свет. Свет на полотнах пробивается сквозь тучи на фоне черной бури, освещает пространство ярко сияющим солнцем, играет в ночи лунной дорожкой на морской глади или солнечными лучами заката. Многие посетители сомневались, что свет можно так передать красками, высказывали предположения, что за полотнами спрятана подсветка.
Талант Айвазовского позволял ему создавать шедевры невероятно быстро. Его самое большое полотно «Среди волн» размерами 284 см. на 429 см было создано художником в 81 год за 10 дней.
Всего живописцем было написано более 6 000 картин, из которых 4 000 на морскую тематику. До последнего дня своей жизни Айвазовский работал. Свою последнюю работу не успел завершить: скончался во сне 19 апреля 1900 г. В мемориальном зале рядом с неоконченной работой экспонируется его посмертная маска, мольберт и кисти.
Место упокоения великого мастера
В последний путь своего знаменитого земляка провожала вся Феодосия. Погребен Айвазовский на погосте средневековой армянской церкви, в которой его крестили, где он венчался и где его отпевали.На могиле установлен саркофаг из белого мрамора, на котором высечено на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Наследие Айвазовского своему родному городу
В настоящее время в экспозиции галереи имени Ивана Айвазовского выставлено более 11 тыс. экспонатов: это не только живописные полотна и произведения декоративно-прикладного искусства, но и архивные документы, фотографии, мемориальные вещи.Возле галереи установлен памятник художнику от благодарной Феодосии. Для своего родного города Айвазовский сделал очень много: он не только создал картинную галерею, но и участвовал во многих благотворительных проектах, в частности, построил водопровод и провёл в город воду из горного источника в одном из своих имений, его стараниями в Феодосию была проложена железная дорога. Живописец стал первым почётным горожанином Феодосии.
А галерея и сегодня продолжает доставлять эстетическое наслаждение любителям живописи и поклонникам удивительного таланта Айвазовского.
Билет на экскурсию стоит 500 руб. для льготников – скидки.
************
Похожие темы:
Мемориальный музей Александра Грина в Старом Крыму - последнее прибежище последнего романтика советской эпохи
Л.С. Голицын и его знаменитая тропа в поселке Новый свет
Музей-заповедник Херсонес Таврический: мой отзыв от античности к современности