В небольшом курортном посёлке Коктебель неподалёку от Феодосии находится знаменитый своим гостеприимством дом Максимилиана Волошина. Благодаря творческой интеллигенции, которая собиралась у Волошина, посёлок прославился своим богемным духом и атмосферой искусства. Мы нашли дом Волошина в центре городской набережной, укрывшийся в зелени южных растений.
Знакомство с экспозицией начинается на первом этаже. Здесь несколько залов, в которых находятся биографическая выставка с фотографиями, личными вещами мастера, документами и письмами, картинная галерея работ живописца.
Большинство полотен и этюдов написаны акварелью. Как правило, крымские пейзажи и коктебельские окрестности были созданы в особой манере. Акварели Волошина называли поэзией, ставшей пейзажами. Работы живописца напоминают сны наяву, представляют собой игру воображения художника, необычная палитра красок придает полотнам оттенок волшебного мироощущения. Всего в музее находится более 150 живописных и 1500 графических работ Волошина.
Мастерская художника расположена на втором этаже, в которую можно подняться по внешней лестнице. В мастерской почти вся мебель сделана руками Волошина: можно даже посидеть на скамье, изготовленной самим мастером. Обстановка сохранилась, как и при жизни Волошина.
Огромная библиотека размещена на высоких стеллажах, к которым ведёт отдельная лестница. К книгам Макс относился как к бесценным сокровищам. Сохранились многие издания с автографами деятелей мировой и русской культуры. Стены украшают этрусские маски, на полках критские вазы. В центре мастерской шкаф с красками и растворителями для живописи.
Место отдыха в мастерской напоминает уголок-каюту, в котором два узких дивана под бюстом египетской царевны Таях, заказанной в Берлине. Этот бюст напоминал художнику облик бывшей возлюбленной. Существует предание, что при лунном свете на лике царевны мерцает призрачная улыбка.
В мастерской есть коллекция минералов, собранных на потухшем вулкане Карадаг. Волошин увлекался геологией, любил изучать камни. Среди гостей Волошина даже появилась традиция искать опалы, сердолики и другие самоцветы, демонстрировать свои находки друг другу. Одна такая история связана с Мариной Цветаевой, которая загадала, что её избранником станет человек, который найдет её любимый камень. Сергей Эфрон, познакомившись с Мариной, нашёл на коктебельском пляже розовый сердолик, который так нравился юной поэтессе.
Через большие вытянутые двухъярусные окна в мастерской можно любоваться видом на море и Карадаг, напоминающий окаменевшего доисторического динозавра. Прекрасная морская панорама открывается и с балкона. Отсюда прекрасно виден каменный профиль Волошина в скале Карадага. Сходство очертаний горы с обликом художника поразительное.
Из библиотеки можно выйти на смотровую площадку на крыше, с которой Волошин и его гости любовались звёздами и читали свои стихи.
За лето в доме Волошина останавливалось от 300 до 400 друзей и гостей. В доме ставились спектакли, проводились поэтические вечера на крыше, устраивались литературные диспуты. Гости не только купались в море, загорали и ходили в горы, они много творили, благо обстановка располагала. Здесь были рождены многие поэтические и живописные шедевры.
И сегодня приморский посёлок остается центром притяжения людей искусства. Здание дома Волошина является памятником архитектуры, объектом исторического и культурного наследия, его аутентичная обстановка и коллекция личных вещей хозяев дома позволила сохранить подлинную мемориальность, неповторимую атмосферу эпохи Серебряного века.
Если доведется ещё побывать в Коктебеле, с удовольствием поброжу по залам этого удивительного дома-музея, пространство которого наполнено творческой энергетикой множества знаменитых и талантливых людей.
************
Похожие темы:
Гора Демерджи в Крыму – поднимись над облаками
Л.С. Голицын и его знаменитая тропа в поселке Новый свет
Феодосийская картинная галерея имени Ивана Айвазовского
Начало строительства усадьбы Волошиных
В 1893 г. Елена Оттобальдовна Кириенко-Волощина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке для строительства дома на берегу моря у подножия горы Карадаг. В 1903 г. её сын по собственному проекту построит ещё один дом с замысловатой планировкой и мастерской. После революции Макс Волошин поселился здесь постоянно.Дом без замков
У Волошина гостили многие его знаменитые современники: Алексей Толстой, Александр Грин, Марина и Анастасия Цветаевы, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Михаил Булгаков, Валерий Брюсов и многие другие. Так владелец дома стал основателем творческой обители для людей искусства. Жилище Волошина называли домом без ключей, ибо его двери были открыты всегда для поэтов, художников, странников и беглецов от гражданской войны. Живое человеческое общение было важнее запоров.Экспозиция музея М. Волошина
В 1984 г. в доме, окружённом небольшим мощёным двором с садиком, был открыт музей. Во дворике установлена сцена для проведения различных творческих мероприятий и лавочки для зрителей. Музейное собрание насчитывает около 55 тыс. экспонатов.Знакомство с экспозицией начинается на первом этаже. Здесь несколько залов, в которых находятся биографическая выставка с фотографиями, личными вещами мастера, документами и письмами, картинная галерея работ живописца.
Большинство полотен и этюдов написаны акварелью. Как правило, крымские пейзажи и коктебельские окрестности были созданы в особой манере. Акварели Волошина называли поэзией, ставшей пейзажами. Работы живописца напоминают сны наяву, представляют собой игру воображения художника, необычная палитра красок придает полотнам оттенок волшебного мироощущения. Всего в музее находится более 150 живописных и 1500 графических работ Волошина.
Мастерская художника расположена на втором этаже, в которую можно подняться по внешней лестнице. В мастерской почти вся мебель сделана руками Волошина: можно даже посидеть на скамье, изготовленной самим мастером. Обстановка сохранилась, как и при жизни Волошина.
Огромная библиотека размещена на высоких стеллажах, к которым ведёт отдельная лестница. К книгам Макс относился как к бесценным сокровищам. Сохранились многие издания с автографами деятелей мировой и русской культуры. Стены украшают этрусские маски, на полках критские вазы. В центре мастерской шкаф с красками и растворителями для живописи.
Место отдыха в мастерской напоминает уголок-каюту, в котором два узких дивана под бюстом египетской царевны Таях, заказанной в Берлине. Этот бюст напоминал художнику облик бывшей возлюбленной. Существует предание, что при лунном свете на лике царевны мерцает призрачная улыбка.
В мастерской есть коллекция минералов, собранных на потухшем вулкане Карадаг. Волошин увлекался геологией, любил изучать камни. Среди гостей Волошина даже появилась традиция искать опалы, сердолики и другие самоцветы, демонстрировать свои находки друг другу. Одна такая история связана с Мариной Цветаевой, которая загадала, что её избранником станет человек, который найдет её любимый камень. Сергей Эфрон, познакомившись с Мариной, нашёл на коктебельском пляже розовый сердолик, который так нравился юной поэтессе.
Через большие вытянутые двухъярусные окна в мастерской можно любоваться видом на море и Карадаг, напоминающий окаменевшего доисторического динозавра. Прекрасная морская панорама открывается и с балкона. Отсюда прекрасно виден каменный профиль Волошина в скале Карадага. Сходство очертаний горы с обликом художника поразительное.
Из библиотеки можно выйти на смотровую площадку на крыше, с которой Волошин и его гости любовались звёздами и читали свои стихи.
Творческая атмосфера в доме Волошина
Волошин был человеком многогранных талантов: он был не только поэтом и живописцем, но и философом, литературным критиком, переводчиком, искусствоведом, археологом м геологом. Благодаря неординарности и магнетизму Волошина зародилась мода на творческий отдых в Коктебеле, который был ранее глухой, никому не известной деревушкой. Он создал настоящий приют поэтов, художников, писателей, артистов…За лето в доме Волошина останавливалось от 300 до 400 друзей и гостей. В доме ставились спектакли, проводились поэтические вечера на крыше, устраивались литературные диспуты. Гости не только купались в море, загорали и ходили в горы, они много творили, благо обстановка располагала. Здесь были рождены многие поэтические и живописные шедевры.
И сегодня приморский посёлок остается центром притяжения людей искусства. Здание дома Волошина является памятником архитектуры, объектом исторического и культурного наследия, его аутентичная обстановка и коллекция личных вещей хозяев дома позволила сохранить подлинную мемориальность, неповторимую атмосферу эпохи Серебряного века.
Если доведется ещё побывать в Коктебеле, с удовольствием поброжу по залам этого удивительного дома-музея, пространство которого наполнено творческой энергетикой множества знаменитых и талантливых людей.
************
Похожие темы:
Гора Демерджи в Крыму – поднимись над облаками
Л.С. Голицын и его знаменитая тропа в поселке Новый свет
Феодосийская картинная галерея имени Ивана Айвазовского
Вложения
-
IMG_20251104_111300.jpg991.9 KB · Просмотры: 2 -
IMG_20251104_110639.jpg1.2 MB · Просмотры: 2 -
IMG_20251101_153535.jpg1.5 MB · Просмотры: 2 -
IMG_20251101_153601.jpg982.8 KB · Просмотры: 2 -
IMG_20251101_153940.jpg3.1 MB · Просмотры: 1 -
IMG_20251104_104636.jpg2 MB · Просмотры: 1 -
IMG_20251104_104948.jpg1,017.7 KB · Просмотры: 2 -
IMG_20251104_105725.jpg1.5 MB · Просмотры: 2 -
IMG_20251104_105806.jpg1.4 MB · Просмотры: 2 -
IMG_20251104_105711.jpg1.6 MB · Просмотры: 2 -
IMG_20251104_110411.jpg1.4 MB · Просмотры: 1 -
IMG_20251104_110529.jpg628.2 KB · Просмотры: 1 -
IMG_20251101_153836.jpg2.6 MB · Просмотры: 3 -
IMG_20251104_105002.jpg1.2 MB · Просмотры: 3